субъект Российской Федерации. Территория 587,4 тыс. кв. км. Центр: Архангельск (основан в 1584). География: область расположена на севере европ. части России в тундровой, лесотундровой, таежной и арктической зонах. В состав области, к-рая омывается Белым, Баренцевым и Карским морями, входят острова архипелагов Сев. Ледовитого океана: Земля Франца-Иосифа, Нов. Земля, Соловецкие о-ва и др. Крупные реки А. о.: Сев. Двина, Печора, Вага, Пинега, Онега, Мезень. Территорию области занимают: леса - 37%, оленьи пастбища - 24, сельскохозяйственные угодья - 1,3, острова - 10,2, болота - 12,5, озера и реки - 3,2%. Население: 1 459,2 тыс. чел. (нач. 2000). Национальный состав: русские - 93%, коми - 1,5, народности Севера (ненцы, саамы и др.) - 1%, остальные - украинцы, белорусы, татары и др. Адм. устройство. В 1708 г. по указу имп. Петра I была учреждена Архангелогородская (с дек. 1796 Архангельская) губ., в 1929-1936 гг. территория А. о. входила в Сев. край (в 1936-1937 Сев. обл.), 23 сент. 1937 г. создана А. о. В состав области входят Ненецкий АО и 20 адм. районов.
В янв. 2001 г. в А. о. было зарегистрировано 127 религ. орг-ций. Бо́льшая часть рус. населения области исповедует Православие, представители др. христ. конфессий и религий немногочисленны.
А. о. совпадает с границами Архангельской и Холмогорской епархии РПЦ (центр - Архангельск). В епархии - 93 прихода, 52 действующих храма, 3 муж. (Антониев Сийский, Артемиев Веркольский и Кожеезерский) и 1 жен. (Иоанно-Богословский) мон-рь. На территории А. о. расположен ставропигиальный Соловецкий в честь Преображения Господня муж. мон-рь.
В Двинской земле (старое название территории А. о.) Православие получило распространение с нач. XII в. В христ. просвещении края особую роль играли архангельский во имя арх. Михаила и корельский во имя свт. Николая Чудотворца мон-ри. Двинская земля подчинялась Новгородской кафедре, вост. часть Двинской земли (по рекам Пинеге и Мезени до Печоры), а также Архангельск (Нов. Холмогоры) со 2-й пол. XV в. входили в Митрополичью (с 1589 Патриаршую) обл., в 1674 г. эти территории вновь отошли к Новгородской епархии. В 1571-1584 и 1613-1617 гг. земли по рекам Двина и Вага были подчинены Вологодской кафедре. В 1682 г. территория А. о. вошла в состав новообразованной Холмогорской и Важской епархии (с 1799 Архангельская и Холмогорская).
К 2001 г. в А. о. зарегистрированы 2 старообрядческие общины, входящие в Костромскую и Ярославскую епархию Русской православной старообрядческой Церкви Белокриницкой иерархии: в дер. Власьевской Верхнетоемского р-на (имеет часовню во имя сщмч. Власия Севастийского) и в дер. Кузнецово Красноборского р-на. Во мн. городах и селениях области существуют группы старообрядцев, преимущественно беспоповцев поморского согласия, не имеющие гос. регистрации.
Начало распространению старообрядчества в архангельских землях было положено деятельностью монахов, бежавших из Соловецкого мон-ря после разгрома правительственными войсками Соловецкого восстания 1667-1676 гг., к-рое было поддержано значительной частью крестьян Поморья, особенно в бывш. владениях мон-ря. Др. центром распространения старообрядчества на Севере России был Пустозерск, где в 1667-1682 гг. находились в заточении идеологи старообрядчества Аввакум, диак. Федор, Лазарь и Епифаний. К кон. XIX в. наибольшее распространение на территории епархии имели беспоповщинские толки: поморское и филипповское согласия, аристовщина, аароновщина, федосеевцы, странники, новожены, в нач. XX в. появились общины Белокриницкой иерархии. В 1890 г. на территории А. о. проживали 11636 беспоповцев (наибольшее число - в Кемском и Печорском уездах), в 1915 г.- 13048 беспоповцев, 367 поповцев. В 1911 г. Ярославская епархия Белокриницкой иерархии была преобразована в Ярославскую и Архангельскую (прекратила существование в 20-30-х гг. XX в.).
К нач. 2001 г. в Архангельске действовал католич. приход во имя апостолов Петра и Павла (зарегистрирован 20 мая 1994, перерегистрирован 15 сент. 1999; состоит в юрисдикции архиеп. Тадеуша Кондрусевича, администратора для католиков лат. обряда европ. части России); приход не имеет своего здания, для богослужений арендует помещения. Появление католиков в Архангельске связано с польск. восстанием 1830-1831 гг., после к-рого в Архангельском военном гарнизоне служило много поляков и литовцев. С 1837 г. из Петрозаводска в Архангельский гарнизон приезжал польск. ксендз, в 1845 г. в Архангельск был назначен постоянный католич. священник, в то время в Архангельской губ. было более 1100 католиков. Первоначально богослужения совершались в Кузнечевских казармах, в 1861 г. был построен костел на территории бывш. Гостиного двора, в 1896 г. возведен новый костел на углу Троицкого проспекта и Олонецкой ул. (закрыт в 1920).
К нач. 2001 г. Евангелическо-лютеранская церковь имела общину во имя св. Екатерины в Архангельске (зарегистрирована в июне 1992), в здании лютеран. кирхи с лета 1995 г. проходят регулярные богослужения. Лютеране появились на территории А. о. в XVII в., когда образовалась иностранная торговая слобода в Архангельске. В 1649 г. в городе возник голл. евангелическо-реформатский приход со школой при нем, в 1674 г. была построена деревянная кирха. В 1686 г. началось строительство нем. лютеран. кирхи, при к-рой также открылись приход и школа. В 1817 г. оба прихода были объединены. В 1828 г. в Архангельске открылся англикан. приход, для к-рого была построена церковь на месте сгоревшей реформатской кирхи, в 1833 г. англикан. приход появился в Соломбале. Все протестант. приходы были упразднены в 1920 г., лютеран. община собиралась без пастора до 1929 г.
К нач. 2001 г. были зарегистрированы 6 орг-ций евангельских христиан-баптистов - в Архангельске, Северодвинске, Новодвинске, Няндоме, Онеге, пос. Вычегодском Котласского р-на.
В А. о. зарегистрированы 2 иудейские общины - в Архангельске и Северодвинске, богослужебных зданий не имеют. Иудейская община в Архангельске существовала, по-видимому, с XVII в., в XIX в. в городе избирались общественные раввины, в 1899 г. построена синагога (закрыта в 1920).
В XIX в. в военном гарнизоне Архангельска существовала мусульм. община, для к-рой с сер. XIX в. избирался имам; в нач. XX в. в центре города построена деревянная мечеть (закрыта в 1920).
В А. о. официально действуют 2 буддистских центра: «Карма Че Линг - Архангельск» и «Карма Че Линг - Северодвинск», центры проводят лекции и семинары.
В нач. 2001 г. в А. о. действовало 6 общин адвентистов седьмого дня: в Архангельске, Северодвинске, Онеге, Котласе, в поселках Плесецк и Октябрьский. Первая община адвентистов зарегистрирована в 1991 г., количество адвентистских общин и число их членов резко возросли в 1998-2000 гг., в июле 2000 г. открылось новое здание «Духовного центра» адвентистов в Архангельске. В нач. 2001 г. в А. о. было 11 общин пятидесятников: в Архангельске (3), Северодвинске (4), Няндоме, Новодвинске, Вельске, в с. Сия (в 70-х гг. XX в. в области без регистрации существовали 4 общины пятидесятников). В 2001 г. в А. о. была зарегистрирована община Новоапостольской церкви, подчиняющаяся Сев. региональному управленческому центру Новоапостольской церкви в Мурманске; последователи Новоапостольской церкви появились в области в 1991 г. Церковь Христа в нач. 2001 г. имела орг-цию в Архангельске, впервые ее сторонники появились в А. о. в 1994 г. Иеговы свидетели в нач. 2001 г. имели 3 орг-ции - в Архангельске, Северодвинске и Новодвинске, дважды в год они проводят конгрессы в Архангельске, в ряде районов А. о. есть их незарегистрированные группы. Церковь «Державной иконы Божией Матери» (бывш. «Богородичный Центр») существует в области с 1996 г., зарегистрирована в Северодвинске, имеет молельный дом в пос. Лайский Док Приморского р-на. В 60-70-х гг. XX в. в А. о. существовали по одной незарегистрированной общине меннонитов и истинно правосл. христиан (см. Истинно православная церковь).